Методология обучения

Равенство в обучении

Мы считаем, что сформировать знания, умения и навыки к чему-либо можно практически у любого современного человека. Несмотря на то, что к определенной науке ученики обычно обнаруживают разные уровни  способностей, реальный шанс добиться успеха есть у каждого из них. Причина низкой эффективности обучения зачастую кроется не в конкретном человеке, а в выборе неподходящих для него средств и методов обучения и в недостаточном количестве затраченного учеником времени и умственных усилий.

Независимо от уровня знаний и способностей ученика мы стараемся подобрать к нему индивидуальный подход и помогаем раскрыть свой потенциал, пусть даже и небольшой. Сначала мы определяем текущий уровень знаний ученика и его способности к самостоятельному мышлению и обучению. После этого в индивидуальном порядке определяются подходящие для ученика формы изложения материала, за счет чего и достигается успех. Отметим, что необходимым слагаемым успеха является также личная мотивация ученика. Дорогу осилит идущий.

Приоритет развития аналитического мышления

В процессе обучения ученик обычно не только приобретает новые знания, умения и навыки, но и развивает свои способности к аналитическому мышлению, поиску путей решения проблем, самообразованию. Эти способности очень важны, так как знания в современном мире могут быстро устаревать и люди вынуждены  самостоятельно извлекать нужную и актуальную информацию.

Некоторые из тех, кого считают отстающими в школе или ВУЗе, на самом деле могут дать фору отличнику в плане умения самостоятельно мыслить, делать выводы и решают нестандартные задачи, если обеспечить их необходимыми знаниями. Тот, кто просто механически выучивает материал и не стремится вникнуть в его «логику» — лишь упражняет свою память и не развивает лучшие качества мышления. Мы стремимся донести до ученика не только факты, шаблоны решения задач, но и стараемся передать логическую основу знания, акцентируем внимание на мышлении, способностях делать выводы и умозаключения.

Самостоятельная работа и контроль результата

Основным критерием оценки успешности обучения является полученный результат. Важно не просто посещать занятия, но и отслеживать результаты своих умственных усилий, пусть они даже и незначительные. Это придает уверенности и сил для будущих занятий и укрепляет осознание некоторого постепенного продвижения в нелегком деле обучения. Если ученик не может рассказать чему он научился за некоторый период обучения — то это означает что время и деньги на обучение потрачены впустую.

Мы задаем своим ученикам домашние задания и следим за их выполнением, так как считаем это важным условием достижения результата. Кто ничего не делает, тот ничему и не научится. Контроль за выполнением домашних заданий необходим и с методической точки зрения, так как это дает возможность сразу выявить «слабые места» ученика и не допускать появления «пробелов» в знаниях.

Мини-группы

Практический опыт преподавания показывает, что в небольших коллективах ученики как правило быстрее усваиваю новую информацию.  На наш взгляд этот факт обусловлен следующими причинами. Интенсивность работы ученика в группе меньше, чем при индивидуальном занятии, так как учитель периодически переключает внимание на других учеников. При этом ученик не чувствует психологического дискомфота от постоянного внимания к его персоне и менее скован, что непосредственно сказывается на процессе обучения.

Данный эффект усиливается, если группу составляют знакомые между собой ученики (друзья), и все они хорошо мотивированы на умственный труд. Однако если группа большая (больше 5 учеников), то не получается уделить достаточно внимания всем ученикам за одно занятие. Мы практикуем мини-группы численностью от двух до пяти учеников. Кроме этого важно чтобы все ученики в мини-группе были примерно на одном и том же уровне знаний по предмету, поэтому состав конкретной мини-группы определяет преподаватель.

Актуализация процесса обучения

Для того чтобы процесс обучения был наполнен актуальным содержанием, необходимо постоянное обновление и совершенствование образовательных материалов: учебно-методической литературы, наглядных пособий, презентаций, видеороликов. В образовательных стандартах и требованиях к уровням знаний школьников и студентов время от времени тоже происходят изменения.

Мы следим за развитием компьютерных технологий и методической базы по школьным и вузовским образовательным программам, и стремимся внедрять в свою деятельность лучшие на наш взгляд методики и технологии из этой области. Также мы создали и поддерживаем собственную систему для организации дистанционного обучения «MyRepetitor» и используем ее как часть комплексного образовательного процесса.

Развитие навыков самообразования

Учитывая огромный объем информации и различных новых знаний, генерируемых  обществом (по оценкам специалистов объем знаний человечества удваивается каждые пять лет), очень важно в процессе обучения не столько обеспечить ученика конечными знаниями, сколько научить его самому извлекать их. Научить человека учиться — вот главная задача преподавателя XXI века. В настоящее время этот тезис осознан и давно поддерживается государством на самом высоком уровне. Мы полностью разделяем эти идеи и стремимся сформировать у учеников навыки к самостоятельному получению знаний.